понедельник, 11 октября 2010 г.

Рыбалка

Карась – одна из самых выносливых, нетребовательных к условиям существования рыб наших вод. Рыболовы и ихтиологи могут привести немало примеров поразительной жизнестойкости толстяка.


 


В испарившихся или спущенных для чистки прудах под коркой засохшей грязи, случается, находят покрытых слизью, впавших в анабиоз карасей. Они не подают признаков жизни, но стоит пустить их в воду, тут же оживают. Способность затормаживать жизненные процессы, почти полностью прекращать обмен веществ в организме помогает карасю выживать даже в промерзающих до дна водоёмах, где погибает всякая другая рыба. Повторить подобный фокус способен разве что ротан-головешка, известный жизнелюб и оптимист.



 


Обычно в природных водоёмах соседствуют друг с другом серебряный и золотой карась. Второй, как правило, крупнее, более кругл, чешуя его отливает надраенной латунью. Икру серебряного карася оплодотворяют большей частью самцы «благородной» разновидности. Но от золотого отца рождаются отнюдь не золотые дети – только серебряные и только самки. Могут навязать своё отцовство в период нереста и сазаны, карпы. Опять же рождаются, как правило, не гибриды, а самки серебряного карася. Не удивительно, что именно они преобладают в стаях, а в уловах почти все серебряные караси – с икрой. В прудах, где золотой карась отсутствует, его серебряный собрат живёт, но приплода почти не даёт – популяция развиваться и процветать не может. Так уж своевольно распорядилась природа. В стаях золотых карасей всегда гораздо меньше, чем серебряных, приблизительно раз в десять-пятнадцать, и на удочку соответственно они попадаются реже.


 


По части клёва, наживок и насадок простоватый карась-губошлеп редкостный привередник. В понедельник он отлично ловится на катышки чёрного хлеба, во вторник на том же самом пруду – исключительно на красного навозного червя, в среду – вообще перестаёт клевать, в четверг выдвигает ультиматум: или пареный горох, или не увидите ни одной поклёвки, в пятницу… Ни одна рыба не изводит своими капризами удильщика так, как карась, особенно в тех водоёмах, где хватает естественного корма. Здесь может помочь только эксперимент, метод проб и ошибок.


 


Отправляясь за карасём нелишне запастись максимальным количеством разнообразных насадок, привад. Иногда успех рыбалки зависит от какого-нибудь незначительного нюанса. Кто-то размял и добавил в хлеб мятный пряник – оказался удачливее соседей. Другому помогло сдабривание насадки анисовыми каплями. Третий раздразнил карася жмыхом из семян подсолнечника. Четвёртый соорудил «бутерброд» из мотыля и опарыша и тем угодил карасю. А пристрастие карася к нефтепродуктам? Несколько капель керосина, добавленных в насадку, могут подействовать на него как валерьяна на кота, возбудить аппетит. Главное – не лениться, пробовать, искать. Клёв рыбы – загадка, а уж клёв карася вообще сродни тайны египетских пирамид.


 


Однако в мае, когда зацветает черёмуха, прогревается вода в прудах и озёрах, выпадают счастливые недели для любителей карасиной рыбалки: рыба валом идёт на крючок. Потом начинается нерест, и карасю не до еды. Две-три недели спустя клёв возобновляется.


 


В утренние часы и на вечерней заре клёв заметно лучше, что, впрочем, характерно для большинства рыб. Самые общеупотребительные снасти для ловли карася – удочка и донка с резиновым амортизатором. «Резинка» хороша тем, что не надо каждый раз после подсечки заново перебрасывать снасть. Крючков на такой донке несколько, располагаются они после заброса сравнительно далеко от берега и на разной глубине, что значительно активизирует ловлю. Но не надо жадничать, навешивать на снасть, как это делают некоторые, по 15-20 крючков. Поводки то и дело путаются, крючки цепляются за водную растительность и берег, не успеваешь оправлять насадку. Это уже не ловля, а тяжелая работа.


 


Иногда карась берёт только поверху. В этом случае на донку между леской и резиновым шнуром-амортизатором крепят специальный поплавок из пенопласта – вся снасть приподнимается, всплывает. Если карась держится на глубине, бывает полезно его прикормить, доставив на дно с помощью марли, тряпицы, зацепленной за последний крючок, горсть каши, размоченных сухарей. Прикормку можно укрепить и непосредственно на леске между поводками, закатав в глину. Такая «оливка держится довольно прочно, привлекая рыбу, гуляющую в толще воды, хотя чувствительность снасти несколько и снижается. В нерабочем положении крючки «резинки» втыкают в надетые на леску отрезки цветной изоляции от провода – кембрики. После заброса снасти их освобождают. Для груза обычно используют свинцовую отливку, подбирая вес так, чтобы полностью натянутая резинка не могла стронуть его с места. Забросить без достаточной тренировки «резинку» бывает непросто, извлечь после окончания ловли – ещё сложнее. Хорошо, если есть надувная лодка и помощники. Некоторые забрасывают груз с дополнительной, страховочной леской, но очень часто такая снасть запутывается. Поэтому в карасиных прудах частенько вылавливаешь то порванную резинку, то мотки лески.


 


Техника ловли на донку с резиновым амортизатором особой сложности не представляет, однако требует быстрой реакции. Моменту поклёвки соответствует потяжка лески, которую чётко фиксирует сторожок (небольшая отливка на прищепке, колокольчик или какой-то другой грузик). Нередко на крючках засекается сразу по два, а то и по три карася, создавая иллюзию поимки крупной рыбы. Но опытный рыболов уже по ходу лески может сказать, что там, на крючке. Сопротивляется карась не очень активно, глотнув воздуха, он, как и лещ, ложится на бок, вяло идёт к берегу. Брать его лучше всё же в воде: не очень крепкие карасиные губы часто рвутся оставляя рыболова без трофея.


 


Удочка незаменима так, где водоём сильно зарос, закоряжен, где среди камыша, кувшинок, тины поблескивают «оконца» чистой воды. Это карасиная вотчина, дом родной карася. То и дело слышатся чавкающие звуки: карась закусывает «салатом» из ряски, микроводорослей. Поклёвка у карася характерная, легко узнаваемая. Поплавок сначала отбивает мелкую дробь на воде (это карась пробует насадку на вкус, смакует её), потом вдруг ложится на бок и уходит в сторону. В этот момент и нужно подсекать. Гурман и обжора карась весьма отзывчив на прикормку, его несложно приучить посещать облюбованное удильщиком место.


 


Одно из распространённых заблуждений – будто на зиму карась зарывается в ил, тину и спит до весны. Конечно, если водоём промёрз до дна, ничего другого не остаётся, как зарыться с головой в грязь. Но если есть чем дышать и где плавать, карась продолжает бодрствовать и даже питаться. Во многих местах его успешно ловят из-подо льда на зимние поплавочные удочки и мормышечную снасть. Причём именно зимой попадаются самые солидные экземпляры, которые рыболовы почтительно именуют лаптями и оковалками. Поймаешь двух таких карасей – и в рыбацком сундучке уже не осталось места! Чем теплее зима, тем успешнее может быть карасиная охота. Рыбалка эта тихая, без суеты и беготни. Карася приманивают к лункам, опуская на дно, кормовой мотыль. Хлебные отходы использовать нежелательно, поскольку до мучного рыба зимой не очень охоча, отходы прокисают и только портят воду. Крючки наживляют сохраненным с осени навозным червём, мотылём. Мормышечная снасть целесообразнее там, где карась ведёт себя активнее, перемещается по всем этажам водоёма. Только играть ей нужно намного плавне, с меньшей амплитудой, чем, например, при ловле окуня. Карась небольшой любитель гоняться за искусственной приманкой.


 


Летом обнаружить присутствие карасей в водоёме не составляет особого труда. То тут, то там расходятся круги по воде – карась играет, всплыл погреть бока. Поднялась со дна цепочка воздушных пузырьков – рыба кормится. Копаясь в иле, выискивая червей, личинок. Иногда, разрезвившись, караси выпрыгивают из воды, сверкая живым серебром, гоняются за мошкарой. Зимой же приходится больше полагаться на интуицию да сверлить больше лунок, чтобы «нащупать» стайку.


 

Источник: http://club-fish.ru

Комментариев нет: